Врачам. Ученые научились проникать через гематоэнцефалический барьер мозга
Открытие и закрытие гематоэнцефалического барьера головного мозга происходит благодаря одному рецептору, который идентифицировали ученые из Йельского университета. Они также разработали антитело, которое управляет этим механизмом. Это прорывной результат в терапии нейродегенеративных заболеваний и рака мозга, которые до сих пор было очень сложно лечить ввиду невозможности доставить препараты напрямую в мозг.
Гематоэнцефалический барьер мозга представляет собой сложную сосудистую сеть, которая защищает ткань от токсинов и патогенов. В течение многих лет ученые стремились найти способ «приоткрыть» эту завесу для доставки лекарств. Теперь американские исследователи представили метод, который открывает и закрывает гематоэнцефалический барьер по требованию.
В экспериментах на моделях мышей им удалось приоткрыть защитный барьер на два часа — этого времени достаточно для доставки лекарств к ткани головного мозга.
Результату предшествовали долгие эксперименты с молекулами-кандидатами, которые анализировали на предмет их роли в этом механизме.
Из предыдущих исследований было известно, что гематоэнцефалический барьер зависит от сигнального пути Wnt, который регулирует ряд важнейших клеточных процессов. Новые эксперименты показали связь Wnt с рецептором эндотелиальных клеток капилляров Unc5B и белком Netrin-1, который играет важную роль в создании связей между эндотелиальными клетками гематоэнцефалического барьера.
Дальнейшие эксперименты подтвердили, что рецептор Unc5B контролирует путь Wnt, а молекула Netrin-1 необходима для формирования барьерного эффекта. В результате ученые разработали антитело, блокирующее эту связь, что привело к временному открытию гематоэнцефалического барьера.
Пока ученые не зарегистрировали каких-либо осложнений у мышей, однако дальнейшие исследования необходимы, чтобы подтвердить потенциал экспериментальной терапии для человека. Контроль открытия гематоэнцефалического барьера может изменить подходы в лечении болезни Альцгеймера, рассеянного склероза, рака головного мозга и многих других заболеваний, которые в настоящее время «закрыты» для прямого воздействия препаратами.